Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

По совместительству учитель

Профессия учителя всегда была одна из самых уважаемых и нужных профессий. Многие известные писатели и поэты зарабатывали на жизнь преподаванием: при дворе императора, в престижных университетах или сельских школах. Вспоминаем тех, кто проводил свое время не только над рукописями, но и у школьной доски.

Николай Гоголь – преподаватель начальной школы

Будущий классик русской литературы далеко не сразу смог закрепиться в Петербурге и пробиться в литературный круг. Большой удачей для Гоголя стала рекомендация критика и поэта Петра Плетнева, который помог ему устроиться преподавателем младших классов в Патриотический институт, закрытое учебное заведение для дочерей военных.

По воспоминаниям, Гоголь-учитель особенно любил историю и географию и старался рассказать на уроке как можно больше разнообразных вещей. Одновременно благодаря тому же Плетневу писатель начал давать частные уроки в нескольких знатных домах, вскоре получил должность адъюнкта на кафедре истории в Петербургском университете, но академическую карьеру построить не смог.


Лев Толстой. Педагог-новатор

Лев Толстой открыл 26 народных школ и сам обучал грамоте крестьянских детей. Писатель много путешествовал, он изучал образовательные системы других стран. Наиболее интересные методики писатель применял в русских школах. В Яснополянской, например, царили особые правила. А точнее, их не было совсем — ученикам давали полную свободу. Жесткой образовательной программы не было, в классе ученики сидели, где хотели, домашнюю работу давали не на дом, а делали прямо в школе. В любое время дети могли пойти домой, но часто, увлеченные беседами, они засиживались с учителями допоздна.

Сам Толстой преподавал старшим ученикам математику, физику, историю. На его занятиях дети писали сочинения, лучшие из них потом зачитывали и обсуждали в классе. Давать уроки Лев Толстой продолжал с перерывами до конца жизни. Свои задумки и методики он описывал в педагогическом журнале «Ясная Поляна». В 1872 году Толстой издал «Азбуку» — четырехтомник с былинами, баснями, загадками для учеников и методическими советами для учителей.


Владимир Набоков. Эпатажный лектор

Преподавательская карьера Владимира Набокова началась после эмиграции в США. Его литературные гонорары были совсем небольшими, и писатель предложил свой курс лекций по литературе нескольким университетам. Сначала он устроился в женский колледж Уэлсли. Об этой работе Набоков с иронией говорил, что «приколачивает гвозди золотыми часами». Позже его пригласили в более престижный Корнельский университет.

Набоков требовал от студентов многого: занимать одни и те же места, знать каждое произведения до мельчайших деталей. На лекциях запрещалось «разговаривать, курить, вязать, читать газеты, спать». Манера преподавания у Набокова была весьма эксцентричной. Он мог молча погасить свет в аудитории и затем поочередно включать лампы, объясняя, кто из писателей главный «на небосводе русской литературы». На доске писатель чертил планы и чертежи: схему поединка Ленского и Онегина, планировку квартиры Грегора Замзы, план вагона Анны Карениной. Студенты должны были тщательно все копировать. Набоков открыто издевался над ненавистными ему писателями и называл их «ничтожествами» — особенно доставалось Достоевскому, Томасу Манну и Рильке. Зал на лекциях эпатажного преподавателя был всегда полон.

Владимир Набоков преподавал 18 лет. К тому времени гонорары за «Лолиту» позволили ему оставить университет. Когда Набоков закончил последнюю лекцию, студенты брали у него автографы.


Иосиф Бродский. Приглашенный поэт

Иосиф Бродский работал во множестве мест: помощником в морге и фрезеровщиком на заводе, матросом на маяке и рабочим в геологических экспедициях. После лишения советского гражданства, он эмигрировал в США и стал «приглашенным поэтом» в Мичиганском университете. В течение следующей четверти века Бродский был профессором в шести американских и британских университетах, в том числе в Колумбийском и Нью-Йоркском. Он выступал с лекциями по всему миру: преподавал историю русской и мировой литературы, особое внимание уделял поэзии.

Лекции Бродского больше напоминали беседы со студентами, чем академические занятия. Биограф поэта Лев Лосев писал, что «все уроки Бродского были уроками медленного чтения поэтического текста». Однако поэт не жалел энергии и сил, чтобы донести до аудитории какую-нибудь мысль. Это выгодно отличало его от американских преподавателей, спокойных и рассудительных. Но Бродский не был таким уж душкой — его часто выводили из терпения малограмотные студенты, которые, например, не могли показать на карте место рождения Гамлета.

Успешный поэт и нобелевский лауреат, он мог оставить преподавание, однако Бродский продолжал читать лекции до конца жизни.


Александр Солженицын – учитель математики и физики

Еще один лауреат Нобелевской премии по литературе имел физико-математическое образование и уже в сентябре 1941 году по распределению должен был стать школьным учителем в Морозовске, однако был мобилизован на фронт.

К учительскому делу Солженицын вернулся много позже уже в совсем другом качестве – выйдя из ГУЛАГа на «вечное» поселение в Южный Казахстан, где он преподавал математику и физику в 8-10 классах. Затем Солженицын работал учителем еще в нескольких малых городах и деревнях Центральной России (в том числе и в деревне Мильцево, описанной в «Матренином дворе»). Этот постлагерный опыт учителя Солженицын подробно описал в «Архипелаге ГУЛАГе», назвав его очень важным периодом своей жизни.


Павел Бажов. Учитель-фольклорист

Лучшего ученика школы Павла Бажова отдали в духовное училище, потому что там была самая низкая плата за обучение. Пермская духовная семинария была лишь логичным продолжением учебы: становиться священником Павел Бажов не планировал. Принятию сана он предпочел работу учителя.

Преподавал Бажов русский язык: сначала в сельской школе, потом — в духовных училищах Екатеринбурга и Камышлова. Ученики были в восторге от приветливого учителя: и голос не повышал, и с ответом не торопил. А воспитанницы Екатеринбургского епархиального училища его просто обожали. Когда учителям на литературных вечерах раздавали цветные бантики, Павлу Бажову доставалось больше всего. Подопечные помогали ему собирать материал для сказок: на каникулах записывали пословицы и загадки. Да и сам он времени не терял — в свободное время путешествовал по уральским деревням и слушал старинные предания.

После революции жизнь Павла Бажова очень изменилась. Он вступил добровольцем в Красную армию. Когда Бажов вернулся в Камышлов, духовное училище было закрыто. Бывшего учителя взяли на работу в редакцию газеты «Красный путь». С тех пор он уделял больше времени писательской деятельности.


Иннокентий Анненский. Учитель, одержимый античностью

Иннокентий Анненский посвятил педагогической деятельности почти всю жизнь. Выбор этот был скорее вынужденный: он женился на вдове с двумя детьми и не мог позволить себе перебиваться литературными гонорарами. После университета Анненский преподавал древние языки и русскую словесность в гимназии Гуревича. Современники вспоминали, что античный мир буквально поглотил его. Поэт перевел на русский весь театр Еврипида, ставил пьесы Софокла и следил, чтобы все костюмы шили в стиле эпохи. При нем зал, в котором проходили выступления, был расписан древнегреческими фресками.

Позже Анненский работал директором, в том числе в престижной Царскосельской Николаевской гимназии. Она имела титул Императорской, поэтому на пост руководителя искали не просто хорошего педагога, но и знатока этикета. Одним из учеников Анненского в Царском Селе был Николай Гумилев. Когда будущего поэта собирались отчислить за плохие отметки, директор позволил ему остаться на второй год.

Спустя 10 лет работы Анненского уволили: он заступался за гимназистов, которые участвовали в политических выступлениях. Еще через два года его пригласили читать лекции по истории древнегреческой литературы на Высшие историко-литературные курсы Николая Раева.


Виталий Бианки. Писатель, автор детских книг о природе

Изучал естественные науки на физико-математическом факультете Петроградского университета. Но Первая мировая война изменила течение жизни — Виталий Валентинович был мобилизован. Службу в армии писатель сумел обернуть на пользу своему образованию — окончил ускоренные курсы Владимирского военного училища.

В 1918 году начал писать для газеты «Народ». Когда к власти пришли Советы, Бианки уехал из Самары, жил какое-то время в Уфе, Томске, Екатеринбурге, пока не обосновался в Алтайском крае. В Бийске он служил в отделе народного образования по музейной части, дойдя до должности заведующего. Позже его пригласили преподавать в школе им. III Коминтерна.

Виталий Валентинович очень любил природу и учительство, обладал талантом лектора. Он мог часами рассказывать своим подопечным о биологии и орнитологии. А дети не отказывались от такой возможности и, затаив дыхание, впитывали увлекательные факты и истории. И только уборщица напоминала им о том, что пора расходиться: время-то давно вышло.


 

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.